Как сейчас меняется рынок прохладительных напитков, почему самые заметные изменения произошли в категории газировок и где игроки могут найти точки роста для развития бизнеса? Как развивается индустрия безалкогольных напитков? Рассказывается в новом исследование NielsenIQ.
Если рассматривать продовольственный рынок FMCG, то в его структуре прохладительные напитки (вода, газировки, соки, энергетики и т.д.) являются третьей по значимости индустрией: их доля составляет 17%, уступая только молочной и кондитерской группам. Одновременно напитки остаются одними из самых быстрорастущих с точки зрения темпов продаж. Благодаря этим факторам индустрия обеспечивает почти половину развития всего продуктового рынка.
При этом развитие безалкогольных напитков происходит на фоне нескольких ключевых трендов. Среди них — расширение ассортимента, обусловленное активным ростом количества новых запусков, укрепление локальных игроков и продаж напитков под СТМ.
Одна из главных причин развития индустрии безалкогольных напитков — расширение ассортимента на полках магазинов. К примеру, этот фактор стал ключевым для категории газировок: на фоне того, что в 2022 году локальные производители смогли быстро включиться в конкурентную борьбу после ухода некоторых зарубежных брендов, полка газированных напитков не просто восстановилась, но и активно расширилась за счет появления новинок. Одновременно ассортимент остается стабильным или расширяется даже в тех категориях, которые замедляются с точки зрения натуральных продаж — например, фруктовых соках, где увеличилось количество SKU.
Увеличение ассортимента внесло позитивный вклад и в развитие энергетических и спортивных напитков, которые на протяжении последних нескольких лет остаются драйверами развития всего FMCG-рынка. За счет расширения полки ключевых сегментов выросли показатели всей индустрии: по сравнению с 2021 годом, ассортимент прохладительных напитков увеличился сразу на 20%.
Усиление небольших игроков еще один фактор, который влияет на обострение конкуренции в индустрии безалкогольных напитков — усиление небольших игроков, которые наращивают свое присутствие и отвоевывают долю у лидеров индустрии. Во многом это связано с трендом на локализацию — в 2022 году отечественные игроки получили мощный импульс к росту, что привело к усилению значимости российских производителей и перераспределению сил в категории.
Если двумя годами ранее представители крупнейшей пятерки занимали более половины продаж, то в 2023 году доля этих же пяти игроков сократилась. И у небольших производителей есть шанс сохранить такой тренд, в том числе за счет развития линейки вкусов и фокуса на уникальных особенностях своего товара. Производство напитков под СТМ перераспределяются в пользу небольших и локальных производителей, в индустрии безалкогольной продукции это в основном свойственно для напитков под собственным брендом.
Фундаментальные изменения в индустрии, произошедшие за последние три года, ярче всего отразились на крупнейшей категории — безалкогольных газированных напитках. Именно этот сегмент стал примером серьезной трансформации как на уровне брендов, так с точки зрения конкретных характеристик товара (вкусов, отсутствия сахара, форматов упаковки и т.д.). Но как именно изменились тренды газировок и что обусловило такие различия?
Успех российских брендов главный тренд в категории газированных напитков в 2023-2024 годах — усиление российских игроков, которое стало результатом инвестиций в новые запуски годом ранее. Если изучить структуру 25 крупнейших брендов, формирующих 70% товарооборота категории, то становится заметно, что в 2023 году уже две трети таких брендов заняли российские марки. Именно они стали главным драйвером роста категории: в то время как темпы продаж ключевых брендов российских газировок составили +156% в натуральном выражении, динамика зарубежных игроков упала до -44% год к году.
Одновременно напитки вкусов «Кола» и «Апельсин», которые ранее снижались на 12,6% и 13,8% соответственно, в аналогичный период 2023-2024 года вернулись к росту и нарастили долю продаж. Такое восстановление во многом произошло за счет локальных запусков с аналогичными вкусами.
Особенно важно, что эти изменения происходят на фоне реструктуризации индустрии и могут стать дополнительным источником роста для небольших игроков. Одновременно участники рынка могут инвестировать в те ниши, которые сузились после ухода зарубежных брендов или пока что слабо развиты у конкурентов. К примеру, таким направлением может стать производство энергетиков и лимонадов без сахара, что станет дополнительным стимулом для роста локальных, небольших игроков.
(Источник: NielsenIQ)